Цели и задачи:
1. Расширение знаний детей о правильном питании, направленных на сохранение и укрепление здоровья; разновидностях каши
2. Пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанных с питанием и здоровьем;
3. Просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей дошкольного возраста.
1. Расширение знаний детей о правильном питании, направленных на сохранение и укрепление здоровья; разновидностях каши
2. Пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанных с питанием и здоровьем;
3. Просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей дошкольного возраста.
На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в питании народа, являлась одним из основных блюд, как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица «Каша – мать наша». Готовили кашу на разные лады и в будни, и в праздники.
Каша — пища, приготовляемая из крупяных, зерновых или бобовых, на воде или на молоке. Каша — одно из самых распространенных русских национальных блюд, второе после щей по своему значению на русском столе. Длительное время каша была любимым блюдом в России, а первоначально даже торжественным, обрядовым. В XII — XIV вв. слово «каша» было равнозначно слову «пир». Так, летопись сообщает, что в 1239 г. князь Александр Невский устроил большую кашу в Торопце, а затем другую в Новгороде. Каша использовалась на Руси в качестве обрядового кушанья. Её варили на свадьбах и кормили молодых. Устраивать «свадебный пир» означало «чинить кашу». Жених и невеста за свадебным столом ели только кашу, а гости не только ели кашу, но еще и из одного горшка! Кашу варили по заключении мирного договора между враждующими сторонами. В знак союза и дружбы, бывшие противники, садились за один стол и ели эту кашу. Если же сторонами не удалось достигнуть соглашения о мире, говорили: «С ним кашу не сваришь».
Позднее каша стала употребляться при всяких коллективных работах, особенно во время взаимной выручки при жатве, когда действовали сообща, артелью. Поэтому артель нередко стали называть «кашей». «Мы с ним в одной каше», — означало в одной артели, одном отряде, одном коллективе.
Каша занимала почетное место на столе и на празднествах по случаю окончания жатвы. Нанимаясь на работу в страду, работник часто в качестве важного условия выговаривал себе на обед кашу. Так называемую «артельную кашу» варили в большом общем котле, и нередко хозяева смотрели, у кого какой аппетит. Если «за ушами не трещит» — работник плохой. Про таких говорили: «Мало каши ел».
Без каши на Руси не обходились также рождественские праздники, рождения, крестины, похороны и многие другие события в жизни народа.
В день крещения младенца в его честь родители варили кашу либо из ячменя – яшную, либо из пшеницы – пшенную. Бабка, принимавшая ребенка, ходит с крестильной кашей по всем званым гостям. Кто хочет, есть кашу, тот должен выкупить ложку, то есть положить грош. По поверью за кашу грош отдать — младенец жить будет.
На Васильев день, перед Новым годом варили кашу «до света». Если каша получилась красная, хорошо разваренная — быть семье счастливой в Новом году, с хорошим урожаем. Бледный же цвет каши — предвестник несчастий для семьи.
«Мирская каша» — отмечалась в июне, в день Акулины-гречишницы. Тогда женщины варили каши, чтобы угостить нищих. Вот такая благотворительность по- древнерусски.




